В любой блок управления заложена программа его работы. Набор поправочных коэффициентов для различных режимов работы двигателя заложен в ПЗУ блока. Блок управления получая сигналы от различных датчиков, управляет работой исполнительных устройств для обеспечения оптимальной (зачастую по мнению разработчиков) работы силового агрегата. Необходимые параметры для управления исполнительными устройствами вычисляются в соответствии с приходящими данными и набором коэфициентов коррекции, заложенных в ПЗУ. Таким образом, желая изменить работу двигателя, не изменяя механических его составляющих, мы имеем для этого два очевидных пути:
Первый - изменение входящих сигналов (для примера - изменение жёсткости возвратной пружины заслонки расходомера воздуха).
Второй - изменение коэффициентов коррекции в памяти ПЗУ (чип-тюнинг)
Изменяя данные ПЗУ мы можем влиять на работу практически любого исполнительного устройства, из тех, которыми умравляет ЭБУ. Для получения других мощностных характеристик мы можем изменить установку угла опережения зажигания, величину времени впрыска, отключить или изменить режим работы систем, контролирующих токсичность выхлопных газов, для двигателей с компрессором можно изменить величину давления наддува. Кроме того мы можем изменить обороты холостого хода, максимально разрешённые обороты двигателя и максимально допустимую скорость автомобиля (при её электронном ограничении). Велика ли роль данных изменений в получении от двигателя максимальной мощности? Нет - её прирост может составлять 5-10% (исключение составляют наддувные двигатели, где без особых затруднений можно получить прибавку в 30% и даже более). Дело в том что не все ездят в режиме максимальной мощности - намного более важные параметры для повседневной езды это крутящий момент. Равные величины момента достигаются на разных оборотах двигателя. Что это означает: При резком нажатии на педаль акселератора на чипованном автомобиле, подхват двигателя произойдёт на более низких оборотах. То есть зачастую Вам просто не нужно будет переключаться на пониженную передачу, а переключившись вниз вы получите ещё большую интенсивность разгона.
Замена управляющей программы двигателя. Позволяет поднять мощность двигателя на 9..60 л.с. (в зависимости от мотора, модели авто и фирмы производителя ЧИПА). Основными требованиями при разработке серийного двигателя являются экономичность и экологичность; мощность не ставится во главу угла. Эта особенность стандартных двигателей создает ресурс для "программного" увеличения мощности; соответственно, несколько увеличивается расход топлива и уровень вредных выбросов. При этом необходимо помнить, что увеличение расхода топлива происходит в основном за счет более агрессивного стиля вождения. Примерная стоимость программ в Москве с работой по установке - от 300 $.
Я не рекомендую обращаться в конторы которые не дадут гарантии целости мотора после вживления ЧИПА. Не раз у друзей и знакомых происходили подобные проблемы с умершим мотором.